Памятка родителям (законным представителям) детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), лиц группы риска развития РАС на этапе подготовки к обследованию на ПМПК 1.
1.На этапе записи :
При записи на комиссию, обратите внимание, чтобы прием состоялся в первую половину дня (другое время рекомендуется выбирать, если у Вашего ребенка особый режим дня со смещением активности на вторую половину дня)
Вам будет предложена анкета для заполнения родителями детей с РАС/подозрением на РАС (анкета содержит сведения о ребенке, которые позволят организовать обследование наиболее эффективно)
2. На этапе подготовки к прохождению обследования на ПМПК В назначенный день вам необходимо вместе с ребенком явиться на психологомедико-педагогическое обследование. Важно, чтобы ребенок был положительно настроен, хорошо себя чувствовал. Для этого необходимо:
Заранее предупредить ребенка о предстоящем посещении комиссии. Можно использовать визуальное расписание (картинка дня), в которое будет включено обследование в ПМПК (например, фото кабинета/центра/схематическое изображения здания); Для составления визуального расписания (как один из вариантов) можно использовать метод Кэрол Грей «Социальные истории» (презентация в виде комикса с использованием фото ребенка, родителей, центра, кабинета, обстановки вокруг с последовательным планом):
1) я иду/еду на комиссию на автобусе/машине/пешком (фото ребенка в транспорте и др.);
2) я сижу в кабинете с педагогами (фото ребенка в кабинете);
3) я играю с педагогом, мне нравится играть (фото);
4) я сделал задания, я могу получить награду (фото получения любимой еды/игрушки); 5) я иду/еду домой (фото).
Если ранее ребенок не ездил в общественном транспорте или с трудом к нему адаптируется (при этом нет другой возможности добраться до Центра), необходимо заблаговременно подготовить его к поездке (предварительно проговорив, визуализировав в расписании ребенка, как будет проходить путь): проехать часть пути на транспорте, часть - пешком;
Также некоторым детям с выраженными трудностями к изменениям в привычных маршрутах, к посещению новых незнакомых мест может оказаться полезным несколько раз пройти маршрут до Центра, погулять на территории, зайти в Центр, чтобы увидеть, что «это не больница, здесь дети играют, занимаются»
Подготовить аудио-, видеоматериалы, снятые в комфортной для ребенка, домашней обстановке, отражающие актуальное развитие ребенка (что умеет делать, как пользуется речью, самостоятельная игра, понимание речи, как взаимодействует с окружающими людьми, фрагменты занятий со специалистами, др. важные материалы.) Дозировать сенсорную нагрузку ребенка в день обследования: не рекомендуется посещать эмоционально и визуально насыщенные мероприятия, «один день – одно место»;
Обследование в ПМПК будет проводиться в Вашем присутствии. Подумайте о способах поддержки/помощи ребенку при возникновении протестных, негативных реакций, а также с целью профилактики их проявлений в процессе обследования (например, любимая игрушка, обещание сладкого, обещание игры на планшете и другие способы на Ваше усмотрение)
Рекомендуется заблаговременно заполнить анкету: - отразите в ответах особенности взаимодействия ребенка с окружающим миром/людьми, интересы, умения, поведение в различных ситуациях, раннее развитие, навыки самообслуживания, реакции на холод/боль, способы регуляции поведения, особенности физической активности; - подумайте, какие темы/предметы/ситуации могут вызвать аффективные (негативные) реакции или «зацикливание» (стереотипии) у ребенка, предупредите об этом заранее членов комиссии; - отразите в анкете список интересов ребенка (любимые игрушки, предметы, цвета, фигуры), чтобы специалисты ПМПК могли подготовить диагностический материал с опорой на его предпочтения
3. На этапе прохождения ПМПК: Не следует проводить процедуру обследования, если ребенок болен. В случае заболевания просим уведомить специалиста регистратуры по телефону с целью перезаписи на другое число;
- Возьмите с собой пакет документов на ПМПК, согласно перечню документов.
- Можно взять с собой небольшую и безопасную любимую игрушку ребенка (любой из предметов поощрения за работу ребенка на диагностическом занятии);
- Если Вы используете для взаимодействия со своим ребенком с РАС стимулирующую систему поощрений (жетоны, картинки-карточки с изображением любимой еды/игрушки/занятия), принесите их на ПМПК и предупредите об этом специалистов комиссии; Сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.
Специалисты Центра всегда готовы к сотрудничеству в интересах Вашего ребенка